Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОВОНЯМЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
51, С. 661-670 опубликовано: 7 марта 2023г. 


НОВОНЯМЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Новонямецкий в честь Вознесения Господня мон-рь
Новонямецкий в честь Вознесения Господня мон-рь

Новонямецкий в честь Вознесения Господня мон-рь

[Кицканский; румын. Noul Neamţ mănăstirea] Кишинёвской епархии Православной Церкви в Молдове (Московский Патриархат). Основан насельниками Нямецкого монастыря (Румыния) 13 янв. 1864 г. в составе Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ; в 1918-1940, 1941-1944 гг. Н. м. находился в юрисдикции Бессарабской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ); возвращен в юрисдикцию РПЦ в 1944 г. (Кишинёвская и Молдавская епархия); 16 мая 1962 г. закрыт; богослужения возобновлены в авг. 1989 г.; открыт 20 сент. 1990 г.; ставропигиальный с 1995 г. Расположен в поместье с. Кицканы (Кицкань), в 10 км от г. Бендеры (Тигина), южнее впадения р. Ботна в р. Днестр, на высоком плато, с 3 сторон окруженном водами р. Днестр (Республика Молдова (непризнанная Приднестровская Молдавская Республика)).

История

Со времени основания до 1918 г.

После церковных реформ, предпринятых в объединенных Молдавском и Валашском княжествах правительством А. Й. Кузы, часть монахов Нямецкого мон-ря мигрировала на Афон, часть - в Бессарабскую губ. Российской империи, где после присоединения Бессарабии к России (1812) находились земли, с XV-XVI вв. принадлежавшие Нямецкому мон-рю (ряд владений на правобережье Днестра, среди них - села Копанка и Кицканы, пожалованные мон-рю господарем Петру IV Рарешем в 1527). Мон-рь неоднократно предпринимал попытки вернуть земли (1817, 1823, 1832, 1845 гг.). В сер. XIX в. Нямецкому мон-рю принадлежали 14 или 15 поместий в Бессарабии, их администрирование специальным мандатом было поручено иером. Феофану (Кристе), к-рый поселился в поместье Кицканы.

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1902–1905 гг. Архит. М. С. Сероцинский
Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1902–1905 гг. Архит. М. С. Сероцинский

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1902–1905 гг. Архит. М. С. Сероцинский

10 нояб. 1860 г. российский имп. Александр II Николаевич удовлетворил ходатайство иером. Феофана о возвращении Нямецкому мон-рю поместий Копанка и Кицканы. 1 окт. 1861 г. 32 нямецких насельника вместе с духовником мон-ря иером. Андроником (Поповичем-Баденским) поселились в поместье Нямцены Кишинёвского у. Они обратились к архиеп. Кишинёвскому и Хотинскому Антонию (Шокотову) с просьбой разрешить им основать в поместье сел Копанка и Кицканы новый мон-рь, а пока идут строительные работы, совершать богослужения по уставу монастырей Нямецкого и Секу в ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Нямцены (Poştarencu. 1994. P. 22). Вторая просьба была удовлетворена сразу. Решение первой заняло неск. месяцев: Кишинёвская епархия вела переговоры с мин-вами иностранных дел, внутренних дел, гос. владений. 3 окт. 1862 г. в Кицканах вместе с членами комиссии, назначенной губернатором Бессарабии ген. М. Л. Фантон де Веррайоном, иером. Андроник подписал акт о передаче Нямецкому мон-рю земли (Гурий (Гроссу). 1911. С. 37; Negrei, Danilov. 2013. P. 471). 22 дек. монахи переселились в Кицканы и в приходской ц. свт. Николая совершили 1-ю службу по уставу Нямецкого мон-ря, заложенному прп. Паисием (Величковским).

13 янв. 1864 г. имп. Александр II подписал указ об основании в поместьях сел Копанка и Кицканы мон-ря, получившего название Новонямецкого. По заключению Синода РПЦ, полностью удовлетворившему ходатайство нямецких монахов об устройстве обители, внутренняя жизнь мон-ря должна была следовать киновиальному афонскому уставу, который использовался в Нямецком мон-ре; община должна включать до 50 монахов, предпочтительно происходивших из нямецкой братии, в случае недостатка - из др. мон-рей Молдавского княжества или местных обителей; настоятель должен избираться собором братии Н. м. с согласия братии Нямецкого мон-ря и утверждаться митрополитом Молдавским (в его отсутствие - Синодом Молдавской митрополии). Чтобы Н. м. существовал «не в предосуждение правам местного епархиального архиерея», Кишинёвский митрополит должен был испытывать и рукополагать во священные степени выбранных братией кандидатов; также к нему должен был обращаться Н. м. «по предметам, требующим как архиерейского разрешения, каковы, например, освящение церкви, снабжение антиминсом и т. д., так и разрешения Св. Синода, как, например, утверждение настоятеля» (Арсений (Стадницкий). 1887. С. 426-427). Братия Н. м. внесла на содержание Кишинёвской ДС 50 тыс. р. из доходов от своих имений, с тем чтобы на проценты от этой суммы в ДС воспитывалось неск. семинаристов (Андроник (Попович-Баденский). 1883. С. 842). Также братия Н. м. установила связи с Иерусалимской и К-польской Церквами: так, в 1866 г. патриарх Иерусалимский Кирилл II подарил Н. м. частицу Честного Креста, фрагмент св. камня от Гроба Господня и частицы мощей сщмч. Харалампия и свт. Модеста, патриарха К-польского. В 1881 г. патриарх К-польский Иоаким III (Деведзис) преподнес в дар мон-рю частицы мощей ап. Филиппа и 20 тыс. Никомидийских мучеников.

Интерьер Успенской церкви
Интерьер Успенской церкви

Интерьер Успенской церкви

Первым игуменом Н. м. стал выбранный братией 26 апр. 1864 г. (утвержден архиеп. Антонием 5 мая 1866) иером. Феофан (Кристя). Монахи были расселены в 2 крестьянских домах, но уже к лету 1864 г. был построен кирпичный корпус с 19 кельями, кухней и трапезной. Жители с. Кицканы, согласно судебному предписанию, были переселены на 8 км от старого поселения. Службы проводились в небольшой приходской Николькой ц. с. Кицканы, 6 июня 1867 г. собор братии решил построить новую церковь. После утверждения проекта архиеп. Антонием Н. м. 28 авг. заключил контракт с подрядчиком, 10 сент. началось строительство. Синод выразил недовольство большими расходами, в связи с чем 29 мая 1875 г. игум. Феофан был отстранен от управления мон-рем. По др. сведениям, причиной стали его натянутые отношения с новым архиеп. Кишинёвским и Хотинским Павлом (Лебедевым), возникшие из-за разногласий в вопросе использования румын. языка при богослужении. Мон-рем нек-рое время по распоряжению архиеп. Павла руководил совет 4 иеромонахов: Исаака, Севастиана, Андроника и Анфима; при них было завершено строительство кафоликона в честь Вознесения Господня (5 окт. 1878 освящен архиеп. Павлом) и монастырских стен (1881-1882). Отстранение настоятеля смущало духовную жизнь Н. м., по настоянию совета иеромонахов архиеп. Павел разрешил игум. Феофану неофициально исполнять обязанности игумена, а хозяйственные вопросы остались в ведении совета. В авг. 1882 г. игум. Феофан ходатайствовал в С.-Петербурге о разрешении построить трапезную и больницу, получил необходимое финансирование и был награжден синодальным крестом. В столице игум. Феофан заболел и вскоре по возвращении в Н. м. скончался (21 окт. 1882; по др. сведениям - 23 окт. 1883). Похоронен в склепе под спудом Вознесенского собора (Там же. С. 843).

Избрание нового настоятеля было затруднено, поскольку утверждение его в Нямецком мон-ре и в Молдавской митрополии стало нежелательным из-за самопровозглашения Румынской Православной Церковью автокефалии (Арсений (Стадницкий). 1894. № 21. С. 655). По определению Синода РПЦ от 24 окт.- 30 дек. 1884 г. имп. Александр III Александрович 12 янв. 1885 г. утвердил некоторые изменения в уставе Н. м., на основании которых кишинёвским епархиальным начальством было составлено «Временное положение о Ново-Нямецком монастыре» (заменившее устав 1864 г.): утверждение игумена стало прерогативой Синода РПЦ по представлению со стороны архиепископа Кишинёвского и Хотинского. Административная и хозяйственная деятельность, надзор за образом жизни братии были установлены на тех же основаниях и условиях, что и в др. российских мон-рях (Там же. С. 654-655).

Интерьер Вознесенской церкви
Интерьер Вознесенской церкви

Интерьер Вознесенской церкви

10 апр. 1885 г. настоятелем единогласно был избран иеросхим. Андроник (Попович-Баденский; 15 апр. 1890 возведен в сан архимандрита). Иеросхим. Андроник построил в Н. м. трапезную и больницу, а также амбар, склад, каменную кухню с 2 кельями для поваров, основал б-ку и школу церковных певчих. Помимо переписывания книг он занимался переводами с церковнославянского на румын. язык, переработал много трудов по церковной истории, его называли «последним летописцем монашеской жизни». Иеросхим. Андроник привез в Бессарабию мн. книг и ок. 30 рукописей XIV-XIX вв. на церковнославянском и румынском языках, к-рые стали основой б-ки Н. м. В 1887 г. закончил начатую в 1863 г. свою самую обширную работу - «Историю святых монастырей Нямц и Секу» в 10 томах (в 2016 издан 1-й том, выпуск 2-го ожидается в 2018). В 1881 г. написал «Историю Новонямецкого монастыря» в пространной (464 л.) и сокращенной (234 л.) редакциях. Задуманный им «Синаксарь с поучениями из Добротолюбия» остался незавершенным (составлена часть с сент. до нач. дек.). Уже будучи настоятелем Н. м., иеросхим. Андроник собрал в одной книге «Поучения к соборным братьям» ряд своих сочинений («Слово на назначение игуменом Нового Нямца, 19 мая 1885 г.», «Слово на основание библиотеки и певческой школы, сказанное в воскресенье, 9 июня 1885 г.», «Слово, сказанное на 25-летнем юбилее от дня 13 янв. 1864 г., когда утвердил Его Величество, благочестивый император всея Руси, Александр Николаевич, премилостивое разрешение об основании этого святого Нового Нямецкого монастыря», «Поучение, сказанное мной среди братьев при открытии школы церковных певчих»). В сент. 1887 г. составил завещание в неск. частях, куда помимо биографических данных включил историю создания б-ки Н. м. и духовные наставления братии и буд. настоятелю. Скончался 13 авг. 1893 г.

6 нояб. 1893 г. настоятелем Н. м. был избран иером. Герман (Иермичой; 8 мая 1905 возведен в сан архимандрита), представитель нового поколения братии мон-ря. Он род. 17 апр. 1841 г. в с. Дурлешты близ Кишинёва. В 1860-1864 гг. подвизался на Афоне и поступил в Н. м. 21 нояб. 1869 г. принял постриг. Занимался дальнейшим обустройством обители: построил 2 келейных корпуса (в 1899 и 1904), в подвальных помещениях 2-го корпуса расположил сапожную и швейную мастерские; в это же время были построены административные и хозяйственные помещения, в 1903-1905 гг.- зимняя Успенская ц. (НАРМ. Ф. 2119. Оп. 1. Д. 40. Л. 62; Д. 93. Л. 1). В 1907 г. архим. Герман обратился с ходатайством в Синод и Мин-во иностранных дел о выделении ежегодного содержания Н. м. в размере 12 500 р., как это было предусмотрено царским указом 1864 г., а также дополнительной суммы (100 тыс. р.) на строительство колокольни и др. зданий. В марте 1909 г. прошение было удовлетворено мин-вом, 1 мая подписано имп. Николаем II Александровичем: Н. м. ежегодно выплачивалось 7 тыс. р. В том же году были утверждены проект и смета на строительство колокольни (65 095 р.), возведенной в 1910-1915 гг. На колокольне были установлены 12 колоколов общим весом 1 тыс. пудов (наиболее крупный весил 543 пуда).

С началом первой мировой войны на фронт было мобилизовано 68 насельников Н. м. (27 июля 1914 - 47, позже - еще 21). После революции 1917 г. местное население разграбило мон-рь: 16 дек. жители сел Кицканы и Копанка украли 600 овец, 40 коров, 50 свиней, 1500 голов домашней птицы, урожай картофеля, кукурузы и др. Во время боев у Бендер между румын. войсками и большевиками в течение месяца Н. м. подвергался ежедневному артиллерийскому обстрелу со стороны Тирасполя, Суклеи и Терновки, пострадали монастырские стены и кафоликон.

Н. м. в юрисдикции Румынской Православной Церкви

9 апр. 1918 г. Бессарабия вошла в состав Румынии. В Н. м. в это время подвизались 13 иеромонахов, 11 иеродиаконов, 53 монаха, 55 послушников; монастырю принадлежали 502 дес. земли (Visarion (Puiu). 1919. P. 52; Negrei, Danilov. 2013. P. 477). 15 авг. 1918 г., на престольный праздник, Н. м. посетил временный управляющий Кишинёвской епархией еп. Никодим (Мунтяну). В 1920 г. в возрасте 82 лет архим. Герман ушел на покой. Новым настоятелем 10 окт. 1920 г. стал избранный братией протосинкелл Хрисанф (Филиппов Харитон; 9 мая 1921 возведен в сан архимандрита), уроженец с. Кошница (Тираспольский у.). Он поступил в Н. м. 16 февр. 1885 г. и 23 дек. принял постриг. 20 сент. 1899 г. возведен в сан диакона, 23 дек. 1901 г.- иерея. Участвовал в русско-япон. войне (1904-1905) в качестве священника при госпитале рус. армии. С 1906 г. исполнял обязанности казначея Н. м., 10 окт. 1920 г. стал протосинкеллом.

В 1923 г. в Румынии была проведена аграрная реформа, в результате к-рой имения Н. м. были существенно сокращены: во владении Н. м. осталось 50 га пахотной земли, 35 га сенокосной, а также предназначенной под огороды и сады; доходы распределялись поровну между Нямецким монастырем и Н. м. 1 дек. 1929 г. архим. Хрисанф ушел на покой, в 1931 г. принял постриг в великую схиму с именем Христиан († 14 дек. 1937). С 1929 по 1932 гг. настоятелем Н. м. был игум. Антоний (Харгел), между 8 дек. 1932 и 1 авг. 1936 г.- архим. Мелхиседек (Думитриу Михаил). Он род. в 1888 г., принял постриг 28 мая 1906 г. в скиту св. Саввы мон-ря Богдана. 1 авг. 1936 г. настоятелем был избран иером. Авксентий (Мунтяну), родившийся в 1888 г. в с. Сатул-Ноу (Бендерский у.) и поступивший в Н. м. в 1905 г. Дважды был рекрутирован в армию (в 1910 и в 1914-1917), 3 февр. 1921 г. принял постриг, 16 авг. 1926 г. возведен в сан диакона, 24 авг. 1934 г.- иерея. Был рачительным хозяином: при нем Н. м., имевший 7 млн лей долга, стал приносить значительные доходы. В 1939 г. Н. м. по просьбе братии стал именоваться «Святой монастырь патриарха Мирона (Кристи)» ввиду особого почитания в обители прадеда Румынского патриарха Мирона (Кристи; 1925-1939) - иером. Феофана (Кристи). Братия мон-ря в этот период продолжала сохранять высокий уровень образованности, что соответствовало традициям Нямецкого мон-ря. Часть монахов имела высшее образование: напр., протосинкелл Петр окончил богословский фак-т Кишинёвского ун-та, затем Страсбурского ун-та во Франции, где защитил докторскую диссертацию; иером. Венедикт (Гиуш) получил образование в Кишинёве, Бухаресте и Страсбуре (Ciorbă. 2011. P. 121); мон. Феофан окончил богословский фак-т Бухарестского ун-та (Negrei, Danilov. 2013. P. 479).

История монастыря во время второй мировой войны и в советский период

28 июня 1940 г. Бессарабия вошла в состав СССР. Все земельные владения Н. м. были реквизированы и переданы вновь организованному совхозу в с. Кицканы. Летом 1941 г., во время военных действий, на кафоликон упала бомба, о чем в донесении 15 мая 1942 г. писал игум. Авксентий, указывая, что церковь с прошлого года «полностью раскрыта» и «дожди, солнце и особенно мороз последней зимы ослабевают стены» (Poştearencu. 1994. P. 42; Negrei, Danilov. 2013. P. 479). В 1942-1944 гг. благодаря организованным игуменом сборам пожертвований кафоликон удалось восстановить; Н. м. были возвращены владения и сельскохозяйственный инвентарь. Весной 1944 г. линия фронта прошла по р. Днестр. Игум. Авксентий, выполняя приказ румын. администрации, эвакуировал в Румынию нек-рое имущество Н. м.; часть братии покинула обитель и поселилась в мон-ре Черника. В авг. 1944 г. Н. м. находился в эпицентре военных действий, что привело к новым потерям и разрушениям. Рядом с мон-рем были расположены части вермахта, которые реквизировали 12 пар волов с телегами, 26 пар коней с телегами, 200 овец, 10 коров, 6 вагонов вина, 8 вагонов зерна, 12 вагонов кукурузы (Beşleagă. 2006. P. 61).

С началом Ясско-Кишинёвской операции в Н. м. расположился генеральный штаб 3-го Украинского фронта под командованием маршала Ф. И. Толбухина, колокольня мон-ря была оборудована под главный наблюдательный пункт. Игумен и часть братии вместе с частью имущества были эвакуированы в Одессу, в тыл фронта, остальная часть имущества была изъята (в основном убранство и литургические предметы из церквей, мебель из келий, инвентарь из мастерских и сельскохозяйственный инвентарь, провизия). Вернувшись осенью, игумен и братия нашли монастырский комплекс в руинах. Кицканскому совхозу вновь были переданы земельные владения Н. м., монастырские мельница и больница; совхозу в с. Леунтя - винодельческий инвентарь. Игум. Авксентий неоднократно обращался к представителям власти с просьбой вернуть хотя бы инвентарь в мастерские и часть земли, необходимые для пропитания братии, а также определить юридический статус мон-ря. Его ходатайства были частично удовлетворены, т. к. в условиях продолжавшейся войны и затем послевоенной разрухи мон-ри рассматривались как хозяйства, способные обеспечить производство продовольствия. В то же время Н. м. должен был платить большой налог - до 40% доходов. Активная деятельность игум. Авксентия по защите прав мон-ря, а также выражаемое им недовольство состоянием дел привлекли к нему внимание НКВД. В июле 1945 г. еп. Кишинёвский и Молдавский Иероним (Захаров) перевел его в Хынковский во имя великомученицы Параскевы Петки монастырь (Хынку) в с. Бурсук. 30 авг. игумен был арестован, 11 дек. Верховный суд Молдавской ССР приговорил его к 10 годам заключения за поддержание контрреволюционных связей с иностранными гос-вами (ст. 54/3) и за контрреволюционную агитацию или пропаганду (ст. 54/10). Очевидно, игум. Авксентий умер в заключении - сведений о том, что он вернулся в мон-рь, нет. Реабилитирован Генеральной прокуратурой Республики Молдова (РМ) 23 окт. 1992 г.

С 5 июля 1945 г. должность настоятеля Н. м. исполнял протосинкелл Филадельф (Феодор Сорочан), уроженец с. Выпрова (ныне в р-не Орхей). Он пришел в мон-рь в 1895 г., в 1908 г. принял постриг, в 1915 г. возведен в сан диакона, в 1922 г.- иерея. В 1950 г. настоятелем стал игум. Иасон (Лупашку), в 1952 г.- архим. Григорий (Кэпэцынэ Ион), род. в 1890 г. в с. Пожэрень близ г. Хынчешть. Н. м. постепенно восстанавливал хозяйство: в 1954 г. с 22,5 га пахотной земли мон-рь получил доход 486 тыс. р., в 1957 г.- 972 тыс. р., в том же году было произведено 29 т вина и собрано 30 т овощей (Negrei, Danilov. 2013. P. 484). Доходы позволили не только расширить производственную базу обители (построена водонапорная башня для ирригации, выкопано водохранилище, посажено 5 га садов и виноградников, куплено 2 грузовика и др.), но и приступить к реконструкции монастырских строений. В 1954 г. был отреставрирован кафоликон, в 1957 г. поновлена его роспись. Мон-рь снова стал играть важную роль в духовном окормлении жителей региона. На воскресные службы приходили от 100 до 300 жителей окрестных деревень, а также паломники; в дни праздников их число увеличивалось до неск. тысяч: напр., уполномоченный Совета по делам религий при СМ СССР для Молдавской ССР П. Роменский в рапорте отмечал, что на Вербное воскресенье 1955 г. в Н. м. было 3 тыс. верующих. Озабоченность властей вызывал и тот факт, что многие из паломников приезжали не только из Молдавской ССР, но и из Одесской обл. (Ibidem). В информационной записке от 1958 г., в к-рой была представлена ретроспектива деятельности мон-ря от окончания войны, отмечалось, что параллельно с приростом прибыли хозяйства Н. м. получал существенный доход от церквей: помимо активного посещения мон-ря верующими из др. районов республики и нек-рых областей Украинской ССР (Одесская, Винницкая и др.) в мон-ре в 1957 г. было совершенно значительное число треб (495 крещений, 206 венчаний, 96 освящений домов) (Beşleagă. 2006. P. 75-76; Negrei, Danilov. 2013. P. 484). Н. м. был поставлен под постоянный надзор властей, разрабатывался план его закрытия. В 1959 г. настоятелем был назначен игум. Иосиф (Гаргалык), к-рого власти использовали в делах по закрытию мон-рей (напр., Георгия Победоносца великомученика монастыря в с. Суручень, Гербовецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Хырбовэц) в Каларашском р-не) и который часто действовал без ведома правящего архиерея. В Н. м. привозили монахов закрывавшихся обителей: Добрушского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря (1959), Гербовецкого мон-ря (Докладная записка от 15 мая 1961 г. председателя КГБ при СМ Молдавской ССР И. Т. Савченко // Пасат. 1994. С. 664-665; Он же. 2011. Т. 3. С. 59-60). К 1962 г. в Молдавской ССР были закрыты все монастыри, кроме Жабского в честь Вознесения Господня монастыря и Н. м. На 1 янв. 1960 г. в Н. м. подвизались 109 насельников: еп. Красноярский Иоанникий (Сперанский), 2 архимандрита, 12 игуменов (бывш. настоятелей мон-рей), 34 иеромонаха, 9 иеродиаконов, 2 схимонаха, 29 монахов и 20 послушников (Poştarencu. 1994. P. 50; Пасат. 2011. Т. 3. С. 172).

Была разработана операция по закрытию Н. м.: это должно было выглядеть как добровольный отказ монахов от монашеской жизни. Уполномоченный Комитета по делам религий при СМ СССР для Молдавской ССР А. И. Олейник и игум. Иосиф должны были представить в ЦК компартии Молдавской ССР списки насельников Н. м. с указанием места жительства их родственников (и воздействовать на монахов через них, добиваясь письменного заявления об уходе), а также выявить монахов, не имевших родственников (от них нужно было получить согласие на переселение в приют), и тех, к-рые на момент закрытия мон-ря «могли бы доставить неприятности» (их выселяли насильно). В общину были внедрены лица, к-рые должны были влиять на мнение братии (Poştarencu. 1994. P. 51-52). Т. о., еще до начала действий по закрытию Н. м. обитель покинули 54 монаха. 14 мая 1962 г. ночью насельников вывезли из мон-ря на неск. грузовиках; 15-16 мая были вывезены последние 25 насельников. В отчете митр. Кишинёвскому и Молдавскому Нектарию (Григорьеву) игум. Иосиф написал: «Учитывая, что все насельники покинули 16 мая обитель, Новонямецкий монастырь прекратил свое существование» (Пасат. 2011. Т. 3. С. 176). Этот день считается датой закрытия Н. м., в то время как никакого офиц. решения о закрытии мон-ря ни государственные, ни епархиальные власти так и не издали.

Н. м. был временно оставлен в ведении местных органов власти, которые полностью разграбили его. Позже в келейных помещениях была открыта больница для туберкулезных больных, в 3 церквах устроены склад, клуб и спортзал, в колокольне организован Музей боевой славы.

Возрождение монастыря

B авг. 1989 г. в Н. м. была открыта Успенская ц., вначале действовавшая как приходская с. Кицканы. 20 сент. 1990 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) издал распоряжение о возобновлении монашеской жизни в обители, 25 сент. был назначен настоятель - иером. Доримедонт (Чекан). Н. м. находился в руинах, церкви не имели кровель, дверей и окон. В обители была устроена резиденция еп. Тигинского Викентия (Мораря), хиротонисанного 20 июля 1990 г. При поддержке архиерея игум. Доримедонт смог произвести ремонтные работы в Успенской ц.

После приднестровской войны (1991-1992) Н. м. оказался на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Несмотря на то что Н. м. сохранил статус ставропигиального и остался в юрисдикции Кишинёвской митрополии, часть насельников покинула обитель.

В одном из келейных корпусов было основано ДУ, в 1991 г. преобразованное в ДС, 1-м ректором стал прот. Георгий (Тодерикэ), кандидат богословия, преподававший до этого в Одесской ДС. После его кончины (1994) ректором стал игум. Доримедонт. Семинария была организована по образцу др. духовных семинарий РПЦ со сроком обучения 5 лет. Языком обучения был румынский. В 1994 г. была открыта группа с обучением на рус. языке, однако из-за малочисленности студентов через год ее закрыли, а студенты были переведены в ДС Украины и Российской Федерации. В 1993 г. в 3 классах ДС обучались 120 студентов. Преподавали в ней насельники Н. м., имевшие высшее богословское образование, полученное в духовных школах Москвы, С.-Петербурга, Бухареста и Ясс (Ciorbă. 2011. P. 260-261). ДС была упразднена в 2002 г. из-за конфликта между молдавскими и приднестровскими политическими силами.

В 1994-1995 гг. были отремонтированы келейный корпус и колокольня, начата реставрация летней церкви кафоликона (завершена через 4 года). Н. м. оказывал помощь и др. возрождавшимся молдав. обителям: так, начиная с 1995 г. монахи материально поддерживали скит Злоць во имя вмч. Георгия; в 1996 г. был основан жен. скит святых Марфы и Марии (в 20 км от г. Кэушень), приписанный к Н. м.; в 1993 г. в 6 км от Н. м. был основан скит во имя мучеников Доримедонта и Викентия (работы продолжаются, построены 2 церкви - мч. Доримедонта и мч. Викентия, возводится ц. ап. Иоанна Богослова). 6 окт. 1998 г. была основана Бричанская и Единецкая епархия, на которую 8 нояб. 1998 г. был хиротонисан игум. Доримедонт. 15 окт. настоятелем мон-ря братия Н. м. избрала брата еп. Доримедонта, игум. Паисия (Чекана).

Н. м. сохранил статус важнейшего духовного центра Молдавской Церкви. Несмотря на то что к моменту открытия мон-ря братия сменилась практически полностью, преемственность обеспечивают не только традиции, восходящие к заложенным прп. Паисием (Величковским) духовным основам, но и деятельность старца Селафиила (Киперя), единственного схимника в Н. м. Он пришел в Н. м. в 1959 г. и к тому времени уже имел богатый духовный опыт: подвизался в Цыганештском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, в мон-рях Кэприана и Драгомирна. В 1945 г. был осужден на 5 лет за «религиозную пропаганду»; в 1954 г. рукоположен во иерея в мон-ре в с. Суручень. После закрытия Н. м. иером. Селафиил духовно окормлялся у прп. Кукши (Величко) и поселился в родном с. Рэкулешть (ныне в р-не Криулень). Ослепнув, проводил большую часть времени в молитвах. В 1997 г. поселился в Н. м., подвизается в уединенной келье в мон-ре (Selafiil (Chiperi). 2001. P. 5-8).

В 1992 г. при Н. м. была основана типография. В 1999-2000 гг. в монастыре издавался ж. «Ekklesia» (Церковь), в редакционный совет входили: еп. Доримедонт (председатель), иеродиак. Савватий (Баштовой), архим. Паисий (Чекан), иером. Севастиан (Морошану), Г. Морока и М. Костиш. Редакция сотрудничала с монахами Н. м. и с авторами из Румынии, России, Грузии, США и др. (Ciorbă. 2011. P. 258).

В 2012 г. секретарь ОВЦС по межправосл. отношениям РПЦ свящ. Игорь (Якимчук) провел в Н. м. с братией мон-ря и митр. Кишинёвским и всей Молдавии Владимиром (Кантаряном) переговоры о возможности перевода обители в юрисдикцию Тираспольской и Дубоссарской епархии РПЦ, окормляющей территории, на к-рых находится Н. м. Архим. Паисий и братия приняли решение остаться в юрисдикции Кишинёвской митрополии. 9 сент. 2013 г. Н. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), к-рый отслужил молебен, заупокойную литию на могиле еп. Доримедонта, а также передал в дар мон-рю образ прп. Серафима Саровского; в свою очередь от лица братии Н. м. первосвятителю подарили выполненный в стенах обители список чудотворной Новонямецкой иконы Божией Матери.

Настоятели

Иером. Феофан (Кристя; выбран 26 апр. 1864, утвержден 5 мая 1866 - 29 мая 1875), иеросхим. Андроник (Попович-Баденский; 10 апр. 1885, с 15 апр. 1890 архимандрит; † 13 авг. 1893), иером. Герман (Иермичой; 6 нояб. 1893, с 8 мая 1905 архимандрит - 1920), протосинкелл Хрисанф (Филиппов; 10 окт. 1920, с 9 мая 1921 архимандрит - 1 дек. 1929), игум. Антоний (Харгел; 1929-1932), архим. Мелхиседек (Думитриу; 8 дек. 1932 - 1 авг. 1936), иером. Авксентий (Мунтяну; 1 авг. 1936 - нач. июля 1945), протосинкелл Филадельф (Сорочяну; 5 июля 1945 - 1950), игум. Иасон (Лупашку; 1950-1952), архим. Григорий (Кэпэцынэ; 1952-1959), игум. Иосиф (Гаргалык; 1959 - 16 мая 1962), игум. Доримедонт (Чекан; 25 сент. 1990 - нач. окт. 1998), игум. Паисий (Чекан; с 15 окт. 1998).

Библиотека

Новонямецкая икона Божией Матери. 1864 г. Иконописцы иером. Дамиан (Павлов), мон. Митрофан (Хатуз). Оклад С. Ф. Верховцева (мон-рь Кэлдэрушани, Румыния)
Новонямецкая икона Божией Матери. 1864 г. Иконописцы иером. Дамиан (Павлов), мон. Митрофан (Хатуз). Оклад С. Ф. Верховцева (мон-рь Кэлдэрушани, Румыния)

Новонямецкая икона Божией Матери. 1864 г. Иконописцы иером. Дамиан (Павлов), мон. Митрофан (Хатуз). Оклад С. Ф. Верховцева (мон-рь Кэлдэрушани, Румыния)

Основой фонда Н. м. стали рукописи и книги, привезенные насельниками Нямецкого мон-ря. Сначала для б-ки было отведено небольшое помещение в келейном корпусе. 10 авг. 1879 г. от лица братии было составлено ходатайство в Синод о разрешении строительства в Н. м. отдельного здания для б-ки, открытие корпуса состоялось в 1885 г. Фонд б-ки пополнялся за счет многочисленных пожертвований: в 1893 г. архим. Андроник начал заносить имена жертвователей и перечень их даров в синодик. В 1884 г. он составил 1-й каталог б-ки, к-рый пополнял до конца жизни (сохр. записи до 1891). Спустя 20 лет после основания Н. м. б-ка насчитывала 146 рукописных книг на церковнославянском и румынском языках и 2272 печатные книги на различных языках. Инвентарные книги б-ки составлялись также в 1929, 1934-1938, 1960-1962, 1965-1970, 1992 гг. В 1938 г. в б-ке находилось 2408 печатных книг. После закрытия бессарабских мон-рей Куркь, Хырбовэц, Хынку и Кэприана часть книг из их б-к монахи принесли с собой в Н. м. После закрытия Н. м. часть фонда была утрачена, сохранившиеся книги были переданы в Центральный гос. архив Молдавской ССР и составили отдельный Фонд б-ки Новонямецкого мон-ря (Р 2119). На тот момент в фонде было 1348 печатных книг, из к-рых 1199 были из б-ки Н. м., остальные - из б-к других мон-рей. Согласно последней описи (1992), в фонде находилось 1430 книг.

Список Новонямецкой иконы Божией Матери (Новонямецкий мон-рь)
Список Новонямецкой иконы Божией Матери (Новонямецкий мон-рь)

Список Новонямецкой иконы Божией Матери (Новонямецкий мон-рь)

Наиболее ценная часть б-ки Н. м.- рукописное собрание, содержащее экземпляры XIV-XIX вв. (2 рукописи XIV в.; 2 - кон. XIV - нач. XV в.; 5 - XV в.; 2 - кон. XV - нач. XVI в.; 4 - XVI в.; одна - XVII в.; 24 - XVIII в.; 103 - XIX в.) и хранящееся ныне в различных собраниях. Среди них - «Повесть о Варлааме и Иоасафе», представляющая собой один из древнейших списков 2-го среднеболг. перевода с греч. оригинала (НАРМ. Ф. Новонямецкого монастыря. № 1.2, 60-70-е гг. XIV в.), «Сборник слов и поучений» серб. извода (Там же. № 2.2, 3-я четв. XIV в.), «Сборник аскетических сочинений» серб. извода (ГИМ. Барс. № 235, кон. XIV - нач. XV в.), «Евангелие-тетр» среднеболг. извода (НАРМ. Ф. Новонямецкого мон-ря. № 3.2, кон. XIV - нач. XV в.), «Постнические произведения свт. Василия Великого» серб. извода (каллиграф Давид; Там же. № 5.2, 1-я четв. XV в.). Несколько рукописей были переписаны каллиграфом Гавриилом Уриком: «Слова свт. Григория Богослова» (РГБ. Ф. 218. № 178, 1424 г.), «Сборник Слов, Житий, апокрифов и патериковых повестей», содержащий 3 Слова, составленные митр. Григорием Цамблаком во время его пребывания в Молдавском княжестве («Слово о посте и слезах», «Слово о милости и о нищих» и «Слово на светлый Цветоносия праздник» (БАН. № 13.3.19 (Яцимирский), 1448 г.)), Минея служебная с прологом на нояб. (НАРМ. Ф. Новонямецкого мон-ря. № 4.2, 1449 г.); каллиграф Гервасий переписал «Библейские книги 16 пророков с толкованием» (ГИМ. Щук. № 507, 1475 г.) и др. Единственная рукопись XVII в.- «Служебник архиерейский» (НАРМ. Ф. Новонямецкого мон-ря. № 11.2, 60-70-е гг. XVII в.), содержит сочинение, приписываемое митр. Григорию Цамблаку, «Устав и чин, бываемый на освящении церкви новопоставленной», а также 2 записи: 1-я (современная рукописи) - о легендарном участии митр. Григория в Ферраро-Флорентийском Соборе; 2-я (1747) - о том, что данная книга написана митр. Григорием во время его игуменства в Нямецком мон-ре. Большую ценность представляют и рукописи XVIII в., в первую очередь сборники сочинений прп. Паисия (Величковского), составленные в Нямецком монастыре в конце века его учениками мон. Платоном (Там же. № 22.2) и мон. Митрофаном (Там же. № 16.2), в дальнейшем неоднократно переписанные, некоторые были изданы в XIX в. Наиболее полный свод сочинений прп. Паисия, а также сборник посвященных ему произведений содержатся в 3 томах «Истории святых монастырей Нямц и Секу», составленной архим. Андроником. В 3-м томе находится «Житие Паисия (Величковского) от рождения до 25 лет» (Там же. № 64.3), в 4-м - «История о начале общежительной жизни, установленной Паисием (Величковским) на Афоне и потом в Молдове…», включающая период до 1794 г. (Там же. № 70.3), в 5-м - представляющее наибольший интерес соч. «История, содержащая переписку прп. Паисия с духовными и гражданскими лицами» (Там же. № 82.3). В собрании Н. м. содержатся также 18 писем прп. Паисия, адресованных разным лицам в Молдавском княжестве и Российской империи (тексты нек-рых помещены в издание 1847 г. прот. Сергия Четверикова «Старец Паисий Величковский»); переводы прп. Паисия и его учеников на церковнослав. язык трудов «Вопросы Иоанна и ответы Варсануфия» (Там же. № 18.2, 3-я четв. XVIII в.) и «Сочинения Петра Дамаскина и Иоанна Дамаскина» (Там же. № 17.2, 1799 г.); переводы на румын. язык сочинений отцов Церкви «Сборник поучений и Слов» (каллиграф Тимофей; Там же. № 3.3, 1781 г.), «Сборник Слов и поучений о постничестве» (Там же. № 4.3, 1783-1784 гг.), «Сборник-конволют поучений и Житий святых» (Там же. № 6.3, 1794 г.), сборник сочинений прп. Исаака Сирина (Там же. № 2.3, 3-я четв. XVIII в.). Также в собрании Н. м. находилось много переводов на румын. язык сочинений, составляющих «Добротолюбие», поскольку этот сборник был наиболее актуален для мон-рей до его издания на румын. языке в сер. XIX в. (Там же. № 6.3, 23.3, 29.3; Науч. б-ка АН РМ. № 318111). Из рукописей, содержащих Житие прп. Паисия (после его кончины его ученики - монахи Исаак, Митрофан, Николай, Платон и Григорий IV (Даскэл; впосл. митрополит Унгро-Влахийский) - независимо друг от друга составили неск. вариантов Жития), следует выделить включенные архим. Андроником в 2 сборника (НАРМ. Ф. Новонямецкого мон-ря. № 70.3, 82.3), в к-рых есть сведения о др. вариантах Жития помимо платоновского (опубл. в 1817 на румынском языке и в 1836 на церковнославянском языке в Нямецком мон-ре). В собрании Н. м. находилась также рукопись, содержащая Службу прп. Паисию (Величковскому) и его Житие. Службу составил в 1858 г. мон. Каллистрат (Там же. № 40.3); ее совершали в Н. м. 15 нояб. (официально прп. Паисий (Величковский) был прославлен в лике святых в 1988). Большую часть рукописного собрания XIX в. составляют сочинения архим. Андроника и сделанные им переводы и копии.

В кон. XIX - нач. ХХ в. рукописное собрание Н. м. пополнилось несколькими рукописями западнорусского и русского происхождения: это Апостол-апракос из Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (Там же. № 6.2, 2-я четв. XVI в.) и 4 рукописи XVIII в.: Евангелие-тетр рус. извода (Там же. № 12.2, 1721 г.), Служебник западнорус. извода (Там же. № 13.2, 1723 г.), Служебник на церковнослав. языке (Там же. № 14.2, 1750 г.), Патерик азбучно-иерусалимский и Патерик скитский на церковнослав. языке (Там же. № 15.2, 1779 г.).

Значительная часть печатных книг, принадлежащих Н. м., также находится в фонде мон-ря в Национальном архиве РМ. Наиболее древний экземпляр - греч. Лексикон 1592 г., остальные издания относятся к XVIII-ХХ вв.: Библия на нем. языке (B., 1728-1739. Vol. 2-4, 6, 7), Служебник (1747 г., типография Д. Сотировича в Яссах), Энциклопедия М. Дидро и М. Д'Аламбера в 17 томах (P., 1751-1765), «История Византии» И. Станаса на греч. языке (W., 1767. 6 vol.), Минеи на греч. языке (Б. м., 1769-1784. 12 т.), НЗ (К., 1780. 2 т.), Минеи издания Киево-Печерской лавры (К., 1750-1787. 12 т.), манифест «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» (СПб., 1775), «Жалованная грамота дворянству» (СПб., 1785), 1-я часть Словаря Академии Российской (СПб., 1789-1791. 5 т.), «История Америки» Г. Бенатти на греч. языке (W., 1791). Остальные издания XIX-XX вв. в основном церковной и исторической тематики. Нек-рые экземпляры принадлежавших ранее Н. м. книг находятся в собраниях Национальной б-ки РМ, Отдела редкой книги Научной б-ки АН РМ, Национального музея археологии и истории РМ, Национального музея этнографии и природоведения РМ.

После возрождения Н. м. братия приступила к созданию новой библиотеки, под к-рую были отведены 2 помещения и просторный холл под читальный зал в здании, где также размещен музей. Фонд новой б-ки составляет ок. 10,5 тыс. томов.

Святыни

Иконы, предметы шитья и утварь из Н. м. почти полностью утрачены. Наиболее почитаемая святыня - Новонямецкая икона Божией Матери, список чудотворной Нямецкой иконы Божией Матери, к-рый иером. Андроник (Попович-Баденский) заказал иером. Дамиану (Павлову) и мон. Митрофану (Хамузу). Икона 2-сторонняя: с одной стороны изображена Богоматерь «Одигитрия», с другой - вмч. Георгий на троне. В С.-Петербурге при содействии иером. Феофана (Кристи) худож. С. Ф. Верховцеву был заказан серебряный с позолотой оклад (НАРМ. Ф. 2119. Оп. 1. Д. 4. Л. 32 об.; Памятники рус. культуры. 2009. С. 17). 10 окт. 1864 г. икону в окладе привезли в Н. м., на следующий день ее освятил архим. Варлаам (Чернявский), благочинный монастырей Кишинёвской епархии. После крестного хода икону внесли в Никольскую ц. Архим. Андроник описал 48 чудес, происшедших от иконы в 1867-1892 гг. В 1865 г. в Н. м. было установлено празднование Новонямецкой иконе Божией Матери (11 окт.), были составлены акафист, молитва, тропарь и кондак (церковнослав. текст изд. в 2014 в Н. м.). В 1940 г., после установления советской власти, имущество монастыря было описано, икону оценили в 140 тыс. р. Монахи в числе др. святынь вывезли ее в Румынию, в монастырь Кэлдэрушани близ Бухареста. Облачения и утварь выставлены в музее мон-ря, икона находится в кафоликоне Кэлдэрушани, к ней стекаются мн. паломники со всей Румынии.

В Н. м. остался список чудотворной Новонямецкой иконы (без изображения вмч. Георгия на обороте), написанный маслом на холсте (дата неизв.). В 1962 г., во время закрытия мон-ря, эту икону взял с собой мон. Вадим (Тритяченко). После возрождения мон-ря в 1990 г. икону долго искали, и один из иеромонахов, причащая бывш. насельника в соседнем селе, случайно обнаружил ее в виде свернутого холста. Образ сильно потемнел, однако через 2-3 года после возвращения в церковь начал обновляться.

Другие иконы

В бессарабских монастырях во 2-й пол. XIX в. не было иконописных мастерских, поэтому все живописные работы заказывали профессиональным художникам. В мастерской Верховцева иером. Феофан заказал также иконы для иконостаса и несколько образов в строившийся Вознесенский кафоликон. Они были доставлены в Н. м. в 1871 г. (Гурий (Гроссу). 1911. С. 5; Stăvilă. 2011. P. 93). В 1902 г. в Одессе худож. А. Х. Швайкевич выполнил иконы для иконостаса Успенской ц. (Гурий (Гроссу). 1911. С. 136; Stăvilă. 2011. P. 93).

В 1887 г. в мон-ре подвизался уроженец с. Жапка (Сорокский у.) Йоан Брегие, принявший в 1895 г. постриг с именем Иоасаф. Он не имел художественного образования. Мон. Иоасаф написал все малые иконы для церкви, а также образы 4 евангелистов и 4 ангелов для колокольни. В качестве образцов он использовал издание Е. Н. Поселянина «Богоматерь» (СПб., 1909) и альбом «Maria Santissima di Montenero» (Mihailovici. 1938. P. 316; Stăvilă. 2011. P. 95). Выполнял многочисленные заказы для жителей из соседних сел, а затем и из др. уездов. Сохранились некоторые документальные сведения о том, что он писал иконы для церквей городов Роман и Пьятра-Нямц в Румынии. Для Д. Тодикэ из с. Кошница (Тираспольский у. Херсонской губ.) в 1916 г. он написал икону Божией Матери; для Таборского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Табэра) в 1908 г.- образ прор. Илии и прав. Еноха. Общий доход в 1906-1920 гг. составил 140 тыс. лей (ок. 7 тыс. р.), вся сумма была вложена в казну Н. м. (Mihailovici. 1938. P. 317; Stăvilă. 2011. P. 96).

Сохранилось неск. икон, принадлежащих его кисти. «Распятие Господне» (нач. XX в.) из с. Бакчялия (р-н Кэушень) и «Иисус Христос - Лоза Виноградная» (1903; в коллекции Нац. исторического музея РМ; подписана автором) отражают наивную искренность живописной манеры народных мастеров. Однако уже в иконе Божией Матери «Елеуса» (1905), найденной в с. Загайканы (ныне Зэйкана, р-н Криулень), можно отметить совершенство рисунка, пропорций и композиции, имитацию эмалевого орнамента; образ написан профессионально, ничто не выдает иконописца-самоучку.

Другие святыни

В Н. м. сохранились серебряный с позолотой крест с частицей Животворящего Креста Господня, частица св. камня от Гроба Господня; частицы мощей свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, сщмч. Харалампия, ап. Филиппа и Никомидийских 20 тыс. мучеников. Все эти святыни 28 марта 1882 г. были помещены в украшенный ковчег. В алтаре Успенской ц. хранятся посох прп. Паисия Величковского, переданный обители в 1994 г., а также ковчег с частицами мощей преподобного. В мон-ре находится ковчег (1997) с частицами мощей мн. святых, среди них - частицы подвижников Киево-Печерской лавры. С 25 по 29 нояб. 2017 г. ковчег с мощами и посох прп. Паисия выставлялись для поклонения в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Н. м. составляют 4 церкви: Вознесенский кафоликон (летняя церковь), Успенская (зимняя), Никольская и Крестовоздвиженская, а также колокольня, трапезная, б-ка, архондарик, келейные корпуса, мастерские и др. хозяйственные постройки.

Никольская церковь

Церковь во имя свт. Николая. 1830–1834 гг.
Церковь во имя свт. Николая. 1830–1834 гг.

Церковь во имя свт. Николая. 1830–1834 гг.

Наиболее раннее строение, изначально выполнявшая роль приходской в с. Кицканы, построена в 1830-1834 гг. на средства А. Глоди. Это довольно типичное здание для сельских церквей, продолжающих традиции поздней молдав. архитектуры кон. XVIII в. Прямоугольная в плане, имеет главу над нефом; над притвором возвышается 8-гранная колокольня с пирамидальной кровлей, увенчанной луковицей. Декоративные элементы принадлежат пластике новорусского и неоклассического стилей. Центральная и боковые апсиды прямоугольной конфигурации. В нартексе вдоль зап. стены возвышаются хоры. В период размещения в Н. м. учебного заведения эта церковь была семинарской.

С 70-х гг. XIX в. в архитектурных решениях церквей в Бессарабии происходит переход к эклектике. Особое место в этот период занимает Вознесенский кафоликон Н. м. (1867-1878), построенный по проекту петербургских архитекторов В. И. Шауба и Ф. Л. Миллера под наблюдением архит. Н. П. Голикова (Памятники рус. культуры. 2009. С. 18). В здании сочетаются особенности молдав. архитектуры (триконх) с элементами неоклассицизма (Şlapac. 2013. P. 77-78). Массивный барабан главы опирается на систему из 4 подпружных арок и треугольных сферических парусов, расположенных на 4 столбах с пилястрами на каждой из сторон. Полусферический купол, венчающий барабан, покрыт шлемовидной кровлей. Все 3 апсиды полуцилиндрической конфигурации и равного размера, покрыты конхами. Вдоль зап. стены нартекса, не отделенного от нефа и перекрытого коробовым сводом, расположены хоры. Притвор просторный, фланкирован 2 помещениями, открывается в сторону нартекса обрамлением неоготической фактуры. Декоративное убранство экстерьера довольно богато: карнизы главы и корпуса церкви оснащены модильонами, а под ними - рядом открытых в нижней части ниш. Фронтон зап. фасада полукруглый, в виде пологой арки, над ним возвышается аттик с симметричными волютами. Все 4 портала (на 3 апсидах и на зап. фасаде), а также окна с арочным завершением имеют венчающие элементы в виде разорванных фронтонов; между образующими их волютами помещены консоли с восходящим солнцем. Фронтоны поддерживаются витыми полуколоннами с капителями в виде лотоса. Барабан главы располагается на 2-ступенчатой 6-гранной основе, имеет сдвоенные окна с арочным завершением с венчающими элементами в виде арок, опирающихся на консоли, полукруглые с внутренней стороны и килевидные с верхней. Такой же венчающий элемент встречается и над круглым оконным проемом, расположенным над порталом зап. фасада. Окна разделены сдвоенными пилястрами с капителями в виде лотоса. Хроматическая гамма фасадов основана на 2-цветном сочетании белого и красно-кирпичного, что типично для рус. барокко, к этим цветам примешивается гамма оттенков коричневого и серого цветов кровли и цоколя.

Успенская церковь

Была построена в неовизант. стиле в 1902-1905 гг. по проекту бессарабского архит. М. С. Сероцинского. Крестово-купольная в плане, церковь увенчана 5 главами. Внутреннее пространство крестообразными в сечении столбами разделено на алтарь, неф и нартекс. На столбы опирается система возведения свода, состоящая из плоских треугольных парусов, на к-рые опирается 2-уровневый 8-гранный барабан, поддерживающий полусферический купол. В гранях верхнего уровня барабана прорезаны оконные проемы с арочным завершением. Боковые трансепты нефа, а также нартекс и притвор имеют коробовые своды, однако на их полуцилиндрические поверхности нанесены диагональные пересеченные обломы, имитирующие готические нервюры. Над боковыми трансептами возвышаются по 2 главы, к-рые вместе с центральной главой над нефом (все со шлемовидной кровлей) придают церкви особый силуэт. Пластика фасадов сочетает элементы визант. и древнерус. архитектуры: сдвоенные и строенные окна, обрамленные полуколоннами и арочными завершениями, треугольные фронтоны, зубчатые карнизы, колонны и полуколонны с расширенной средней частью (т. н. дыньки в древнерус. архитектуре), крестообразные ниши на тимпанах фронтонов. Внешняя пластика фасадов Успенской ц. очень близка к пластическим решениям ц. вмч. Пантелеимона в Кишинёве, построенной по проекту А. О. Бернардацци. Крестовоздвиженская церковь инкорпорирована в строение трапезной, имеет низкую цилиндрическую главу со шлемовидной кровлей.

Другие строения

Церковь в честь Вознесения Господня. Архитекторы В. И. Шауб, Ф. Л. Миллер. 1867–1878 гг.
Церковь в честь Вознесения Господня. Архитекторы В. И. Шауб, Ф. Л. Миллер. 1867–1878 гг.

Церковь в честь Вознесения Господня. Архитекторы В. И. Шауб, Ф. Л. Миллер. 1867–1878 гг.

В 1994 г. между Вознесенской и Успенской церквами была построена часовня в честь Новонямецкой иконы Божией Матери, предназначенная для малого освящения воды. Над архитектурным ансамблем Н. м. возвышается почти 70-метровая колокольня, самая высокая в РМ. Пятиярусное строение было спроектировано Сероцинским по образцу колокольни Покровского собора в Одессе и воздвигнуто в 1910-1915 гг. В нижнем ярусе предусмотрен арочный вход на территорию мон-ря, во 2-м расположено неск. подсобных помещений, освещенных круглыми окнами. Третий и 4-й ярусы представляют 8-гранные помещения для колоколов, и, наконец, верхний ярус - бельведер цилиндрической формы с купольным завершением. Декоративная пластика характеризуется преобладанием элементов рус. барокко: циркульные фронтоны á jour с центром ниже пят арки, угловые пилястры, полуколонны, развитые карнизы, панно и плоские ниши, круглые окна, порталы с пилястрами и архивольтами и др. Цветовое решение, так же как и в Вознесенской ц., основано на сочетании белого с красно-кирпичным. Трапезная мон-ря сооружена по проекту архит. инженера А. Ракова в 1885 г. Здание б-ки мон-ря после реактивации вмещает также музей.

Роспись Вознесенского кафоликона

(датировка неизв.) представляет собой значительный ансамбль, по стилю напоминающий росписи Воскресения Господня Гыржавского мужского монастыря (Хыржаука). Мастера неизвестны, однако очевидно, что работали профессиональные художники; близость к росписям Хыржауки позволяет предположить, что работы были осуществлены на рубеже XIX и XX вв. Иконографическая программа близка к концепции визант. храма классического периода. Монументальность росписей, размещенных в крупных декоративных панно, напоминает декоративные принципы визант. храмов, украшенных мозаиками и мраморной отделкой.

В иконографической программе выделяются 3 регистра: верхний (купол, своды и конхи апсид), средний периметр стен, включая апсиды, и нижний. Следует отметить отсутствие изображения Господа Вседержителя в куполе нефа, замененное изображением креста и ангелов по периметру,- решение, довольно часто встречающееся в то время. В барабане главы сохраняется традиц. система для молдав. росписей, когда помимо регистра пророков, имевшего повсеместное распространение в правосл. мире, в простенках между окнами появляется и регистр апостолов, характерный именно для иконографических программ молдавских церквей. Также традиционно размещение изображения евангелистов на парусах и Богоматери с Младенцем на троне в конхе алтарной апсиды. Из сцен среднего регистра выделяется грандиозная композиция «Причащение апостолов», занимающая все полукружие алтарной апсиды. В нефе в этом регистре представлены сцены двунадесятых праздников, в нек-рых случаях опускающиеся и в нижний регистр, как, напр., сцена «Сретение Господне», представленная в 2 частях,- аналогично тому, как в византийских храмах была представлена сцена «Благовещение Пресв. Богородицы»: на столбе по левую сторону иконостаса изображены Пресв. Богородица и св. Иосиф, по правую - св. Симеон Богоприимец с Младенцем на руках и прор. Анна. В нижнем регистре представлены святые в рост, среди них особое место занимают преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский и др.

Ист.: Арсений (Стадницкий), митр. Поездка в Ново-Нямецкий мон-рь // Кишинёвские ЕВ. 1887. № 11. С. 414-430; он же. Архим. Андроник, игум. Ново-Нямецкого Св.-Вознесенского мон-ря в Бессарабии // Кишинёвские ЕВ. 1894. № 17. С. 503-512; № 18. С. 547-551; № 19. С. 555-556; № 20. С. 595-604; № 21. С. 646-656; № 23. С. 730-738; 1895. № 5. С. 137-143; Сводный кат. молдав. рукописей, хранящихся в СССР: Колл. Ново-Нямецкого мон-ря, XIV-XIX вв. / Сост.: В. Овчинникова-Пелин. Киш., 1989; Cereteu I. Cartea bisericească în mănăstirile din Republica Moldova. Chişinău, 2016.
Лит.: Андроник (Попович-Баденский), архим. Игум. Феофан, настоятель и основатель Ново-Нямецкого мон-ря // Кишинёвские ЕВ. 1883. № 23. С. 840-844; Гурий (Гроссу), архим. История Ново-Нямецкого Св.-Вознесенского мон-ря. Киш., 1911; Visarion (Puiu), arhim. Mănăstirile din Basarabia. Chişinau, 1919. (Revista societăţii ist.-arheogr. bisericeşti din Chişinău; 11); Berechet Ş. Mănăstirea Noul Neamţ // Basarabia: Monografie / Ed. Ş. Ciobanu. Chişinău, 1926. P. 214-216; Ieronim I., ierom. Istoricul sf. mănăstirii Noul Neamţ. Chişinău, 1926; Mihailovici P. Figuri monahale din Basarabia // Luminătorul. Chişinău, 1938. N 5. P. 314-318; idem. Legături carturăreşti dintre mitropolia Moldovei şi mănăstirea Noul Neamţ. Chişinău, 1939; Păcurariu M. Basarabia: Aspecte din istoria Bisericii şi a neamului românesc. Iaşi, 1993; Пасат В. И. Трудные страницы истории Молдовы, 1940-1950-е гг. М., 1994; он же. Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие. М., 2009. Т. 1: 1940-1953; 2010. Т. 2: 1953-1960; 2011. Т. 3: 1961-1975; 2012. Т. 4: 1976-1991; Poştarencu D. Mănăstirea Noul Neamţ. Chişinău, 1994; Locaşuri sfinte din Basarabia. Chişinău, 2001. P. 71-79; Selafiil (Chiperi), mon. Dragostea care niciodată nu cade / Interviuri şi relatări de ierodiac. Savatie (Baştovoi). Timişoara, 2001; Иосиф (Павлинчук), иером. Кишинёвско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 г. Ново-Нямецкий монастырь, 2004; Beşleagă V. Cruci răsturnate de regim: Mănăstirea Raciula, 1959. Chişinău, 2006; Памятники рус. культуры и истории в Молдове / Сост.: Т. Млечко, Л. Чащина, Л. Барбус. Киш., 2009; Ciorbă V. Biserica Ortodoxă din Basarabia şi Transnistria (1940-2010). Chişinău, 2011; Stăvilă T. Icoana basarabeană din secolul XIX. Chişinău, 2011; Dragnev E. Pictura murală în mănăstirile Moldovei // Mănăstiri şi schituri din Republica Moldova / Red. şt. A. Eşanu. Chişinău, 2013. P. 81-104; Negrei I., Danilov M. Mănăstirea Noul Neamţ // Ibid. P. 469-505; Şlapac M. Arhitectura complexurilor monastice // Ibid. P. 48-80; Mănăstirea Înălţării Domnului Noul Neamţ Chiţcani: 150 ani (1864-2014) / Foto mon. German (Murdenko), A. A. Ponomar. Chişinău, 2014.
Э. Драгнев
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Монастыри Православной Церкви Молдовы (Московский Патриархат) (муж.) Библиотеки монастырские Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Молдавия [Республика Молдова]) Новонямецкий в честь вознесения господня мужской монастырь Кишинёвской епархии Православной Церкви в Молдове (Московский Патриархат) Настенная роспись (Молдавия) Святыни зарубежных монастырей
См.также:
АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ (Серагион), на г. Афон, XIX в.
ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в г. Далматове Курганской обл.
ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Суздале Владимирской обл.
ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский
ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, мужской, расположен в Волоколамском р-не Московской обл.
ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии
ИРГИЗСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Саратовской и Вольской епархии
КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кольском у. Архангелогородской пров. и губ.
КИЕВСКИЙ ВЫДУБИЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (в честь Чуда арх. Михаила в Хонех), находился в Киеве
КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.)
КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО "Севмаш"»)
КОРЯЖЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в 15 верстах от г. Сольвычегодска Вологодской губ., близ устья р. Коряжемки
КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия)